Стратегии бывают разные. Чаще в боях приходиться управлять безликой массой абсолютно одинаковых воинов. Реже – среди массы безымянных бойцов попадаются полководцы или герои, имеющие имена собственные; но столь же безлико одинаковые из миссии в миссию. Совсем другое дело – стратегия «Огнём и Мечом». Любой солдат – при правильном воспитании! - может стать героем и помериться силой с целым вражеским отрядом. А уж истинные Герои, умения которых растут от задания к заданию, стоят полновесной армии! И сейчас я постараюсь вам это доказать. Вот только, пожалуйста, запаситесь терпением: путь Героя долог и тернист.
Самое интересное, что я не только нигде не нашёл полного прохождения этой замечательной игры – я не обнаружил даже перечисления миссий. В самом деле, перед каждой из них идёт вступительный текст - и всё! В чём дело, я не знаю, но взял на себя смелость поименовать каждую из них; не называть же их по номерам! Приступим.
Чрезвычайно важное задание – довести героя из пункта А в пункт Б. Живым! Попробуйте, и у вас, скорее всего, получится. В пути можно поговорить с некоторыми из крестьян: просто так, ради забавных диалогов. Затем последует скриптовая сценка, и миссия завершится.
Задача проста – отыскать предводителя повстанцев, Спартака. Отыскиваем, разговариваем, и отправляемся за ним. Дойдя до определённого места, Спартак перейдёт под ваше командование, а на дороге тем временем появится отряд противника. Главное – не упустить всадника, и задание будет выполнено. Всё?
Но позвольте – для чего тогда на базе повстанцев есть лесопилка? Едва Спартак проведёт первый рывок, лесопилка станет доступной. И что? Да у нас же есть крестьянин – Горацио! Ну да, герой – но ведь крестьянин! Посылаем его рубить деревья (поначалу придётся приказывать дровосеку относить каждое новое полено на лесопилку) и, как только нарубит 100 единиц, требуем построить ещё одну лесопилку.
Теперь не нужно показывать лесорубу, куда нести дрова – он справится сам. Накопив достаточное количество, строим чучело и тренируем Жирова. После чего следуем за Спартаком. Всё? А как же Спартак – так и останется с первым уровнем?
Усложняем задачу: Горацио добывает ещё больше дерева и окружает место появления вражеского отряда стеной с воротами, строит ещё одно чучело, для Спартака. Теперь у нас в отряде два героя восьмого уровня. Всё? Да ведь Горацио умеет строить ВСЕ здания – почему бы не использовать такую возможность?
Рубим лес – вернее, рубит только герой – а кто говорил, что быть героем легко? Нарубив достаточное количество, строим ферму и вскапываем огород. «Накопав» 200 единиц овощей, Горацио возводит таверну и копает дальше. За час времени он добудет 3000 единиц еды, обменяет их в таверне на 300 золота, и мы приобретём возможность одомашнивания животных. Ещё триста пищи, и готово – есть первая корова. Долой огород! Герой становится дояром. Получив 600 единиц пищи, заводим ещё двух коров, и процесс выдаивания молока становится непрерывным. (Чтобы коровы не разбегались далеко, окружите ферму стеной.) За час герой получит 15000 единиц продуктов и обменяет их на 1500 камня, а столько же леса есть в запасе.
Возводим замок и начинаем нанимать крестьян. Есть риск, что кто-то из них случайно подойдёт к Спартаку, и тот двинет сюжет миссии. Поэтому окружаем его (Спартака) стеной – чтобы не убежал. Дальше всё идёт по плану: рубим лес, обмениваем пищу на золото, возводим все здания и знакомимся с усовершенствованиями, ожидающими нас в будущем.
Башня Магов – позволяет нанимать магов и оснащать их заклинаниями. Молния бьёт дальше, чем обычная атака мага, и наносит больший урон. Полезна против катапульт, башен и сильных врагов. Летучие мыши вызываются мгновенно в количестве пяти (при увеличении объёма маны их число увеличивается). Крайне слабы, но не исчезают со временем. Отряд из нескольких десятков мышей устроит настоящий террор на полях и лесозаготовках врага. Голем – могучий монстр, для вызова которого нужно время (занятый вызовом голема маг беззащитен). Тоже не исчезает со временем, отряд из нескольких големов доставит массу хлопот неприятелю. Заморозка наносит урон большому отряду противника и на время обездвиживает его.
Церковь – даёт возможность нанимать священников – страшных врагов магов, големов и всякой нечисти. В будущем они смогут лечить воинов – после того, как вы построите храм.
Храм – нанять никого нельзя, зато можно приобрести множество полезных усовершенствований. Лечение и медицина: первое понятно, второе – то же самое, но с дальней дистанции. Благословение и инквизиция – увеличивают атаку воинов и священников. Фанатизм повышает сопротивляемость зданий захвату, после него становится доступен крестовый поход. Крестовый поход – дорогое удовольствие, зато из ниоткуда появляются двадцать крестоносцев; мощнейший отряд.
Гильдия воинов – позволяет нанимать в тавернах войска и героев, что иногда просто спасает ситуацию: нанимается сразу большой отряд или даже несколько – хватило бы золота.
Это интересно!
Нанимаемые в тавернах герои стоят дорого, но они того стоят: несколько героев способны преломить ход битвы. Кто из них лучше? По моему мнению, стоит отдавать предпочтение конным самураям и янычарам: их показатели атаки, защиты и здоровья выше, чем у других юнитов. А чтобы нанять их побыстрее, постройте несколько таверн. Также полезны копейщики: эти бойцы так размахивают щитом и копьём, что наносят урон сразу всем окружающим врагам. Копейщик высокого уровня превращается в настоящий кошмар для вражеской конницы: в финальной миссии кавалеристы падали мёртвыми, даже не успев приблизиться к Спартаку.
Именно в гильдии воинов приобретается возможность строить тяжёлые катапульты. Ещё две полезных способности – ускоренное получение опыта бойцами, сопровождающими героя и повышение характеристик нанимаемых в таверне войск.
Гильдия торговцев – приобретаем важнейшую способность: подкуп вражеских подданных. Любой враг, напавший на мирного крестьянина, моментально становится его другом – при потере некоторого количества золота, разумеется. А если удаётся подкупить арабского или дальневосточного крестьянина, то мы получаем доступ к вражеским технологиям!
Картография даёт возможность спускать на воду галеоны – лучшие корабли в игре, перевозящие десант из 50 воинов. Артиллерия галеонов также очень мощна, особенно – после усиления. Запасы продовольствия увеличивают количество подданных, торговые пути позволяют торговать. Торговать могут галеоны или торговые караваны (доступные после построения рынка).
Это интересно!
Караван, нанимаемый на рынке, полезен ещё и тем, что может с высокой скоростью перевозить восемь бойцов. Особенно здорово доставить отряд еле передвигающихся копейщиков к месту прорыва вражеской конницы или провести стремительный налёт на территорию вражеской базы.
С функциями и возможностями остальных строений вы легко разберётесь сами. Ну что, идём в атаку на врага? Можно и так, а можно подождать ещё немного.
Это интересно!
Соломенное чучело позволяет натренировать воина только до восьмого уровня. Предполагается, что остальной опыт он будет получать в сражениях, уничтожая вражеских юнитов. Но! Система считает юнитом любую единицу, которую можно уничтожить магической атакой или атакой оружия. Сколько там у вас коров? Двадцать? Жирова сюда! Убив двадцать «врагов», маг наберёт приличное количество опыта, а карта будет завалена мясом. Спартака сюда! Каждый кусочек мяса уничтожается ударом копья. Десять уничтоженных кусков мяса = десять уничтоженных врагов. Вот это да! Точно так же можно тренировать воинов на корзинах с едой, поленьях, каменных блоках, вёдрах с молоком и корзинах с золотом: все эти предметы уничтожаются ударом оружия, а герой получает опыт. К слову, это единственный способ тренировки вызванных существ: големов, джиннов, драконов и летучих мышей.
Вот теперь – всё: мы знаем, какие возможности получим в будущем, Спартак и Жиров накопили по двадцать уровней, смело заканчиваем миссию. Да, не стоит тренировать Горацио – это бесполезно.
Личное мнение:
Чит-коды – это плохо. За исключением двух: убирающих «туман войны» и открывающих карту. «Читер, читер! Так нельзя! Неинтересно!» Ну что же, можно и без них.
Начав игру заново раз двадцать подряд, я всё равно узнаю, как, откуда и какими силами пойдёт вражеское наступление – и подготовлюсь к нему. Со скрежетом зубовным пройдя миссию, узнаю всё о врагах, сюрпризах, полезных находках и союзниках. Затем начну игру снова, чтобы пройти миссию идеально. И кому всё это нужно?
По моему мнению, закрытая карта и «туман войны» лишь удлиняют время прохождения игры – только и всего. Поэтому там, где это возможно, я предпочитаю развешивать над театром боевых действий спутники - шпионы.
Деревенскому старосте надоели сборщики налогов? Поможем избавиться от них, как не помочь!
Отправляем Горацио на кладбище – пусть получит хоть пару уровней – и делаем засаду у моста. Прикажите лучникам и Жирову держать позицию, в противном случае они полезут на мост. Рядом с дистанционными бойцами ставим Спартака и Горацио; причём последнего можно выдвинуть вперёд, чтобы ещё немного потренировался. Всё пройдёт достаточно легко и быстро.
Личное мнение:
Пожалуй, я ещё не встречал игры, в которой с таким насмешливым цинизмом говорилось бы о войне, её причинах, и её «героях» (на скриншотах представлены далеко не все диалоги и не все подробности). Поневоле вспоминаешь «Героев» Аберкромби: кроме кучки высших чинов никто толком не знает и не понимает причин войны, солдаты сражаются и гибнут ради того, чтобы кто-то из власть имущих получил выгоду. Правда, зачинщики этой войны – Жиров и Горацио - хотя бы сражаются в первых рядах…
Вот и крупное сражение! Немедленно устанавливаем самую низкую скорость игры и отдаём приказ: всем крестьянам, находящимся в осаждённом городе, бежать к нашему войску. Спасённые тотчас же строят лесопилку и, не теряя времени, начинают валить лес. Ну и что, что битва ещё не закончена? Когда закончится, будет поздно!
Уничтожаем врагов, причём Горацио, как самый быстрый, занимается катапультами и лучниками. Враги уничтожены? Собираем раненых бойцов в заставу; чтобы поправили своё здоровье.
Это важно!
Застава может преподнести неприятный сюрприз врагу, неожиданно явив на его пути 16 воинов. Но может и вам: если по зданию шарахнут из катапульты, все находящиеся в нём будут ранены.
Не теряйте времени, восстанавливайте стены и башни; войска в этой миссии больше не нужны. Полезно отстроить ворота: враги в первую очередь двинутся именно к ним. Ворота закроются, а неприятель попадёт под массированный обстрел. Вот и вся тактика.
Если есть желание, можно выпустить Горацио за ограду и спрятать в лесу: когда появится враг, крестоносец атакует медлительных лучников.
На сей раз под нашей командой Спартак и немного воинов. После разговора отправляйте всадника на восток: как только он поравняется со своими постройками (лесопилка, ферма, хранилище), те перейдут под ваш контроль. Туда же отправляется и Спартак – в самый северо-восточный угол карты. Оставшиеся воины идут к замку.
Все постройки под вашим контролем? Немедленно начинайте вырубку леса перед замком, в направлении противника, чтобы позднее отгородиться стенами. Копейщик тем временем расправляется с орками, что вполне ему по силам; а Гарк стоит рядом с вождём гномов. (Приданные гномы сидят в замке, они ничего не могут против орков.)
Как только последний зеленокожий будет уничтожен, перед вами возникнет дилемма: взять щит +50 брони или попросить помощи?
Если это лёгкий уровень игры, берите щит: и закованный в броню Спартак практически в одиночку уничтожит вражескую базу (приданные ранее гномы-союзники при этом выйдут из-под контроля). На тяжёлом лучше попросить помощи, так как щит станет практически бесполезен против толп врагов. Присоединившиеся гномы помогут охранять лесорубов и строителей стен от нападений противника. С этого момента как можно быстрее защищайте территорию стенами и прикрывайте их башнями: промедление обойдётся очень дорого.
Из личного опыта:
Я проиграл эту миссию четыре раза, прежде чем добился успеха. Дважды враги убивали рыцаря; в конце концов, я выстроил в дальнем углу карты заставу и загнал его туда. Ещё два раза непрерывный поток копейщиков и мечников сравнивал мои строения с землёй – не стоило медлить с возведением стен.
Нечего и думать выполнить задачу при помощи войск: противник производит их гораздо быстрее. К несчастью, у вас нет копейщиков. К счастью – у противника нет тяжёлых лучников и кавалеристов. Закройте ворота и стройте побольше башен; враг тем временем будет накапливать силы, но в атаку не пойдёт. Когда всё будет готово, открывайте ворота и не пугайтесь – башни справятся. Особенно, если им будут помогать тяжёлые лучники.
Неприятель перестал атаковать копейщиками? Значит, у него кончилось золото; готовьте свои кавалерийские отряды к атаке. Остальное – просто.
Раз уж нам дают полностью защищённый город и неплохую армию, стоит ожидать появления серьёзного противника. Впрочем, он уже здесь, и если с ним не расправиться, проигрыш обеспечен. Поэтому Спартак и Жиров оправляются в рейд, а крестьяне строят пристань и ферму.
Это интересно!
Бытует мнение, что рыба в водоёмах рано или поздно заканчивается. Если ловить современными методами, окружив косяк десятком шхун, всё так и произойдёт. Но стоит выбрать косяк подальше от пристани, и отправлять к нему один корабль, как вы получите бесконечный источник пропитания: к моменту возвращения рыбаков численность рыбы восстановится.
Ловим рыбу, разводим коров, добываем золото и рубим лес. Герои занимают позицию на крайнем восточном мосту: копейщик становится в оборону, а маг молнией бьёт по второй от края башне. Скорее всего, начнётся атака патруля, но пара героев справится. Башня рухнула, переходим мост и подвигаемся вдоль берега к краю карты, после чего герои атакуют первую башню. Рухнула и она? Пробираемся к замку и открываем охоту на вражеских крестьян, одновременно отправляя на помощь пятерых своих.
Наши батраки захватывают вражеский замок и все строения, а Спартак и Жиров довершают разгром противника.
С этого момента есть два пути подготовки к сражению: делаем ставку или на защитные сооружения, или на войска. В первом случае бросаем все силы на заготовку леса и камня. Войска нам вообще не нужны, нанимаем только крестьян. Переправляем пятерых из них на другой берег и начинаем окружать город сплошной стеной, блокируя ворота.
Это интересно!
Враг пойдёт в атаку с трёх сторон (если считать флот – с четырёх, однако с таким «флотом» справятся пять башен), причём северная атака пойдёт через мост. Возводим у него две-три артиллерийские башни и отдаём приказ открыть огонь по мосту. К моменту появления неприятеля мост будет почти разрушен. Прекращаем огонь и ждём, пока вражеские войска заполнят мост. Десятка ядер будет достаточно, чтобы мост рухнул вместе с врагами.
Причём стены надо возводить таким образом, чтобы все башни находились за ними. Добавляем к защитным постройкам Горацио три десятка своих и ждём появления врага – мало ему не покажется.
Второй способ: массово производим еду, добываем золото и рубим лес. Высадившиеся на другой берег крестьяне начинают крушить союзные здания, расчищая место для казарм.
Нанимаем максимальное количество рыцарей, причём хорошо сделать заказ с запасом: при гибели рыцаря на смену ему тут же будет наниматься новый. Расставляем вдоль стен баллисты и ждём, пока враг разрушит башни и уничтожит войска Горацио, после чего идём в атаку.
Это интересно!
С этого момента опять возможны два варианта развития событий. Первый – враг уничтожается, не успев прорвать внутренний периметр стен, окружающих замок.
Второй – неприятель разрушает внутренние стены, Горацио выходит из замка и… мгновенно попадает в плен! В этом случае вам предстоит отыграть дополнительную миссию – по освобождению Горацио из плена.
В зависимости от того, как вы закончил эту миссию, либо переходим через одну, либо – в следующую.
Разумеется, оба героя не могут не принять участия в спасении друга. Им придан небольшой отряд пехоты – и всё, базы нет. Сначала уничтожаем вражеского командира – достаточно одной молнии Жирова. Затем возможны два варианта действий.
Первый: следуем совету, обходим врагов с запада, освобождаем Горацио – и подвергаемся нападению всех врагов.
Второй: герои вдвоём идут не в обход, а в атаку, уничтожая молнией тяжёлых лучников и кавалеристов, а пехоту огнешарами и копьём. Впрочем, с кавалеристами неплохо справится один Спартак. В любом случае, победу вам дадут только после уничтожения последнего вражеского воина.
Горацио свободен, но из повидавшего виды крестоносца превратился в зелёного новичка нулевого уровня! Одно из трёх: либо Бирюлькин обладает способностью понижать уровни наших войск (кошмар!), либо Горацио растерял сноровку от долгого сидения в седле, либо это – в наказание за бездарно поведённую оборону города. Решайте, стоит ли проходить эту миссию, или лучше не допустить пленения Горацио.
Совершенно не представляю себе, как можно выполнить главное задание, не открыв предварительно карту. Вражеская крепость переполнена патрулями, в составе каждого из них есть шпионы: инкогнито Бонда будет раскрыто моментально. Кроме того, мы чрезвычайно ограничены во времени. Но делать нечего; попытаемся добыть книгу.
Сразу после завершения диалога отправляем Бонда к середине южного края карты, где патрулирует одинокий всадник. Желательно атаковать его, не попадая под огонь башен.
Проникаем через ворота и ждём, пока патруль отойдёт от моста. Переходим мост, пресекаем дорогу, ведущую к башне магов, и затаиваемся в западном углу крепости до тех пор, пока второй патруль не пройдёт вниз. Выбираемся из угла и поднимаем с земли книгу. (Возможно, раза с десятого - при открытой карте! - это удастся сделать.)
Теперь нужно вернуться. Но как? Навстречу Бонду идёт патруль, его мгновенно разоблачат, а спрятаться негде. К счастью, книгу может использовать любой персонаж. Вызываем на патруль огненный дождь, и – тот час же – в другое место, видное на скриншоте: там появится ещё один шпион врага!
Потихоньку уничтожаем шпионов на своём пути и продвигаемся к выходу. Но не увлекайтесь заклинаниями: если книга опустеет, миссия будет проиграна. Отдаём книгу Жирову – победа!
Как, и всё? А база врага, а союзники на острове? Неинтересно! Хорошо, не отдаём книгу Жирову, а кладём её на землю неподалёку от Спартака или Горацио. Любой из героев забирает книгу, грузим всех, включая шпиона, на корабль и плывём к острову.
Это интересно!
Жиров до времени не подчиняется нашим командам, а просто стоит на месте и ждёт книгу. Как только истечёт срок, появится окно диалога. Немедленно ведите мага к берегу и переправляйте на остров, иначе его убьют.
Горацио разговаривает с рыцарем, и остров переходит под наш контроль. Добываем золото, создаём запасы пищи, вырубаем лес. Как только на острове останутся лишь пеньки, строим десяток фрегатов, непременно усиливая их артиллерию до третьего уровня. Уничтожаем флот врага, высаживаем десант, и начинаем осваивать материк.
Будьте готовы к появлению вражеского флота из-за края карты: это произойдёт после начала вашей атаки на город.
Имеет смысл захватить вражескую таверну – постройка этого здания нам недоступна, - а также торговую и воинскую гильдии. Полезно захватить храм. Торговая гильдия увеличит количество населения, но – увы! – не даст возможность строить галеоны. Воинская позволит героям быстрее накапливать опыт и нанимать войска в тавернах, а храм –вызвать крестовый поход.
Крестовый поход можно вызвать даже на острове.
Это интересно!
Хотите натренировать героя? Окружаем вражескую казарму стеной так, чтобы появляющиеся из неё бойцы могли двигаться лишь в одном направлении: туда, где стоит герой. Спартак или Жиров получают команду держать позицию – чтобы не разрушили казарму – и тренируются на непрерывном потоке врагов. Который иссякнет, когда у неприятеля закончится запас золота и пищи.
Уничтожаем последнюю вражескую постройку, приходит сообщение о победе, но… Перейти в следующую миссию нельзя! Начать заново – пожалуйста, а перейти – нет. То ли это баг, то ли нас усиленно подталкивают к «правильному» прохождению миссии. А как же уровни опыта, полученные героями? Ну уж нет, применим код!
Вот интересно, что будет, если книга останется у врага? В двух первых случаях она переносилась в следующую миссию. Проверим! Бонд остаётся на месте, рядом с Жировым, а Горацио сразу отправляется на остров, активирует союзников и возвращается с десантом. Крестьяне вырубают лес и строят укрепление со стенами и башнями.
Проходит 12 часов, из магической башни выходит вражеский колдун и забирает книгу.
Ну и ладно, мы тем временем накапливаем ресурсы и строим флот фрегатов.
Из личного опыта:
Жиров и Горацио спрятаны в укреплении, а Спартак охраняет остров. Противник проявлял активность, посылая на укрепление своих бойцов, которые и уничтожались огнём башен и Жирова. Пока не появилась тяжёлая катапульта…
Она вела огонь из-под самых стен города, и для её разрушения пришлось отправить вперёд Горацио. Что вызвало массированную атаку врагов, включая единственного мага. С книгой, содержащей «Огненный дождь». Этот негодяй подобрался вплотную к стенам и выпустил из книги СРАЗУ ВСЕ заклинания. При этом он совершил самоубийство, но мне было всё равно: сидевшие в заставе Жиров и Горацио погибли мгновенно. Проигрыш.
К счастью, только что сохранил игру: загрузил её, посадил героев на фрегат и отплыл.
Враги разнесли укрепления и неожиданно подарили мне баг. Который можно считать чит-кодом.
Более всего противник почему-то ненавидит крепостные стены, и не успокаивается, пока не снесёт их до основания. Причём стены атакуют не только пехотинцы, но и катапульты. Не надо объяснять, что происходит с пехотинцем, рубящим стену мечом (!), когда над его головой в ту же стену врубается здоровенное каменное ядро? Войско врага понесло изрядные потери! И осталось стоять на дороге – толпой. Неожиданно рядом с лучниками появился зачаток стены – рабочий, стоящий на острове, получил приказ на строительство. Град стрел, стена уничтожена, и тут в толпу лучников врезались ядра собственных тяжёлых катапульт. Дольше всех продержался маг: уничтожая кусочки стены (за это положен опыт, а как же!), он получил статус героя, но в конце концов всё равно рассыпался стеклянным крошевом.
Город снесён до основания, но нам опять не дают перейти в следующую миссию! Чит-код, и мы узнаём, что истраченная вражеским магом книга всё равно с нами. Отлично! Но какой способ прохождения миссии лучше? Если выполнить задание Бонда, не удастся натренировать героев! Ничего страшного – в будущем у вас будет много возможностей для тренировок.
Внимание, чит-коды!
Весёленькое начало… Будем готовиться! Путей к врагу – два, в одном курсирует патруль. Отправляем туда кавалерию и крестьянина. Последний обязан заблокировать ущелье двойной или даже тройной стеной. Этот рейд принесёт неожиданный эффект: три вражеских священника - смертельно опасные для мага Жирова – отправятся лечить свой погибающий патруль. Тем хуже для врага!
Это важно!
Если упомянутое выше ущелье не перекрыть, враг постоянно будет проводить рейды по нашим тылам. Или даже построит на вашей территории казармы.
Ресурсов мало, строить стены и башни сразу в двух ущельях – не получается, а противник уже начал атаку: к нам тянется непрерывная цепочка вражеских воинов. Выстраиваем поперёк ущелья живую стену из имеющихся в наличии войск, оставляя небольшой проход. Приближающиеся враги просто сатанеют при виде Жирова, и любой ценой стремятся добраться именно до него, не обращая внимания на других воинов.
Да пожалуйста! Но долго такая идиллия продолжаться не будет.
Проблема в том, что у врага бесконечные запасы камня и золота, да и леса на карте много.
Поэтому как можно скорее перегораживаем ущелье стенами и двумя воротами – для надёжности. За воротами занимает позицию Гэн… Жиров и лучники; совместно с башнями они будут уничтожать живую силу врага. Дополняем оборону баллистами – теперь ущелье надёжно перекрыто.
Тем временем отдохнувший Горацио отправляется в путь по правому ущелью, заканчивающемуся тупиком со странным сооружением. Как только все враги в этом ущелье будут уничтожены, в ваше распоряжение поступят врата небытия, позволяющие нанимать на службу нежить, орков и гномов, а между ними на земле появится зелье, дающее +10 уровней употребившему. Решайте, кому оно нужнее.
Это интересно!
Гномы, орки и призраки нанимаются за золото, скелеты же требуют только еду. Впрочем, скелеты настолько слабы, что нет никакого смысла их нанимать – зачем нам тренировать вражеских воинов? Призраки беззащитны, зато передвигаются со скоростью всадника и обладают способностью снижать атаку врага. Для погони за вражескими крестьянами – самое то. Орки очень сильной атакуют и плохо защищаются, но если повысят уровень, то их будет непросто одолеть. Наиболее ценные воины – гномы; сочетающие неплохие показатели защиты и атаки с высоким уровнем здоровья. К сожалению, все войска, выходящие из врат небытия, панически бояться арабских и европейских священников, не забывайте об этом.
Поток врагов, идущих по ущелью, не ослабевает – и не ослабеет никогда благодаря бесконечным ресурсам. Нечего и думать штурмовать вражескую территорию – она покрыта множеством башен, между которыми расхаживают големы и толпы воинов.
Как же убить Бирюлькина? Нанимаем кавалерийский отряд смертников и отправляем его в сторону врага. Задача всадников – отманить часть врагов под огонь укрепления. Повторяя такие вылазки вновь и вновь, «обижаем» самого генерала, и тот начинает преследовать уходящих под защиту стен рыцарей. Остальное – понятно.
Глупый Бирюлькин.
Кстати, перед началом рейдов кавалерии не забудьте увести от укрепления и спрятать в замок Жирова: у вражеских магов есть заклинание «Заморозка», опасное для любых ваших бойцов.
Мосты – весьма удобное место для обороны. Как и для рейдов на врага. С одной стороны, понятно, откуда ждать нападения. С другой – попробуй, останови непрерывное наступление противника.
Для начала попытаемся сделать так, чтобы враг атаковал лишь по одному направлению. Рыцари остаются в замке для защиты крестьян, остальные направляются к ближнему мосту и начинают его ломать. Враг пойдёт в атаку раньше, чем мост рухнет, но герои справятся.
Немедленно строим верфь, спускаем на воду шхуну и отправляем Жирова за доктором. Причём доставшееся зелье маны лучше отдать друиду Водянке: он сможет лечить более продолжительно и эффективно. Книга с заморозкой не помешает магу – останавливать на мосту толпы врагов.
Без друида здесь - никак.
Из личного опыта:
На лёгком уровне сложности я перекрывал второй мост воротами и горя не знал: восемь лучников удерживали врага. На тяжёлом решил поступить так же, защитив, однако, ворота башнями. Очень скоро подъехавшие катапульты смели ворота, и Жиров оказался в гуще хлынувших врагов. Положение едва спасли священники, лечившие мага, но мост пришлось ломать. Что было не так легко: враг отстроил десятки казарм и атаковал непрерывно.
Разрушив второй мост, готовимся к отражению десантов; возводя неподалёку от берега реки пару застав и заполняя их конными рыцарями. Полезно защитить основные постройки несколькими башнями.
Они готовятся к десанту, а мы - к защите от него.
Следующий этап – полностью вырубаем лес у северо-западного края карты, добываем весь камень и возводим защитную линию из башен и баллист. Затем строим мост, но таким образом, чтобы враги не могли проходить с берега на берег используя всю его ширину.
Хлынувшие с другого берега толпы врагов встречает Жиров, а тех, кому удаётся пройти – башни. Постепенно маг, поддерживаемый двумя священниками, вторгается на вражескую территорию и начинает крушить первый замок, имея пред собой важнейшую цель – лишить врага крестьян. Как только замок рухнет, в гости пожалует пара големов, но священники легко с ними справятся.
Это важно!
Если хотите, можете использовать для атаки не Жирова, а любого другого героя, но только одного: вы и священники вряд ли сумеете уследить за двумя бойцами сразу, кого-то из них окружат и очень быстро убьют. Даже на самой малой скорости игры компьютер отдаёт приказы гораздо быстрее, чем вы, и пробивший кольцо окружения герой не успеет выйти через брешь, так как она мгновенно заполнится следующим врагом.
Затем разрушаем ближайшие к мосту казармы и потихоньку продвигаемся на восток, снося всё на своём пути. Враг имеет пакостную привычку засылать крестьян на уже зачищенную территорию и вновь отстраивать там башни и другие объекты. Сажаем в галеон десяток своих крестьян, переправляем на вражеский берег и отсекаем очищенную территорию рядом башен. Если хотите, оставьте в неприкосновенности пару вражеских казарм. Позднее их можно будет окружить стеной и потренировать ваших героев. Миссия закончится победой, как только будет уничтожен последний враг и разрушены все строения.
Из личного опыта:
Я не знаю, в чём суть происходящего, но она такова: мне дают победу и… предлагают начать миссию сначала, без продолжения. Что именно не нравится системе, понять сложно: я проходил миссию дважды, с одинаковым результатом в её конце. Тем более удивительно, что на нормальном уровне сложности проблем не возникало. Чит-код? Ну да, вот только друид Водянка останется в этой миссии.
А он просто «до зарезу» нужен в следующей! Быть может, вам повезёт, миссия закончится без проблем, и друид продолжит путешествие с вашей командой. Кто знает?
Добро пожаловать в самую сложную миссию из всех пройденных и предстоящих! Ого, сколько войск! И ни одного своего крестьянина. А те, что присоединились – бездарные работники. Умеют строить дома, хранилища, огороды, казармы и башни. Всё! Ни пристани, ни заставы, ни конюшни, ни стены… Воюйте на здоровье!
А что же противник? Противник занял больше половины карты, отгородился двумя рядами стен и множеством башен. Территория за стенами усыпана тренировочными чучелами и войсками, повышающими при их помощи свой уровень. Вражеские маги тоже тренируются – в вызове големов. Словом, всё против нас.
Выставляем минимальную скорость игры и немедленно отправляем войска разрушать ближайшие башни и казармы. Крестьяне строят в самом углу карты хранилище, лесопилку, пару башен, и начинают добычу ресурсов. Герои уничтожают все укрепления вокруг замка, после чего работники должны его захватить.
Как только ваши войска будут уничтожены – а их уничтожат обязательно – у края карты появятся подкрепления; вновь на трёх направлениях, но уже в меньшем числе. Посылаем в атаку и их; с целью разрушить казармы, башни и обязательно пробить брешь в стене – на главном направлении. Не пытайтесь сохранить часть войск или обучить их на чучелах: противник обучится быстрее, и вы ни за что не сумеете его победить. Пока что все прибывающие войска – только в атаку!
Это важно!
Ваши непрерывные атаки кроме создания бреши в обороне противника преследуют главную на этом этапе цель: не дать врагу времени для тренировки своих войск, заставив направлять для закрытия прорыва новобранцев. Первостепенной целью кавалерии должны стать маги и катапульты. Первые замораживают отряды воинов, делая их лёгкой добычей, или даже насылают огненный дождь. Пара молний, выпущенных вражеским магом, убьёт любого вашего героя, помните об этом.
После двух атак с трёх направлений подкрепления станут приходить лишь по главному. Продолжаем отправлять их в центральную мясорубку, а Горацио и Жиров тем временем занимаются очисткой флангов: вражеские крестьяне то и дело пытаются выстроить там новые казармы или начать добычу ресурсов. Спартак сидит в замке – он слишком медленно передвигается и легко попадёт в окружение. Ваши крестьяне рубят лес, добывают камень и возводят вокруг замка максимальное число защитных башен. Очень полезно собрать мясо уничтоженных вражеских коров, пока это не сделал неприятель.
Теперь появились две приоритетные цели: захватить у противника церковь, чтобы справиться с магами и их големами (эх, как бы пригодился друид Водянка!) и пристань. Последняя поможет высаживать в тылу врага диверсионные группы.
Из личного опыта:
При игре на нормально уровне сложности я захватил церковь, нанял нескольких священников и вообще перестал бояться врага: Жиров практически в одиночку уничтожил всех противников. Второй раз оставшиеся без надзора войска разрушили церковь, и пришлось прибегнуть к другому способу: отнял у врага пристань, посадил на фрегат крестьян, героев, и высадил их с обратной стороны крепости. Для начала захватил заставу, затем (всё это время прибывающие подкрепления приносили себя в жертву, отвлекая внимание врага от диверсантов) – храм, и вызвал крестовый поход. Крестоносцы потренировались на чучелах и уничтожили магов, что позволило захватить их башню. В конце концов Сорокопуд понял - в тылу происходит что-то неладное, и отправился с проверкой. Его встретили три десятка големов при поддержке магов и крестоносцев.
В третий раз среди пришедших к Большому Перу героев оказался друид Водянка, можно было не волноваться за судьбу Спартака, Горацио и Жирова.
Это важно!
Время от времени враг будет стараться накопить свои войска на дороге, по которой к Большому Перу идут ваши подкрепления. Ни в коем случае не позволяйте ему этого - скопившаяся группа уничтожит ваших добытчиков ресурсов, и навяжет бой новому подкреплению. Едва заметив скопление врага, отправляйте к нему Горацио. Герой «обидит» врагов и заставит их следовать за собой, прямиком к замку, где уже выстроены башни. Полезно вывести Жирова и поставить вплотную к стене замка – к этому моменту он любого врага убивает с одного выстрела. А вплотную: на всякий случай, чтобы мгновенно ушёл из-под атаки.
Однако на тяжёлом уровне сложности вы можете не успеть захватить церковь и пристань: рано или поздно Сорокопуд пойдёт в атаку всеми силами, и придётся биться не на жизнь, а на смерть. С этого момента перестанут прибывать подкрепления, а вы не можете нанимать рыцарей и строить тяжёлые катапульты. Поэтому нужно иметь в резерве два десятка рыцарей, десяток тяжёлых лучников и хотя бы четыре тяжёлых катапульты.
Это важно!
Сохраняйте игру почаще, лучше всего – после каждого прибытия подкрепления. Благодаря этому, получив сообщение об атаке Сорокопуда, легко загрузить нужный момент и отделить от прибывшего подкрепления нужные войска. Рыцари и лучники сразу же могут приступать к тренировкам, прямо у края карты – так больше шансов, что они доживут до решающего момента, а не вступят в бой. К слову, ваша казарма способна производить любых воинов, кроме рыцарей – они появятся только после захвата вражеской конюшни. И ещё – это первая миссия, в которой воины с увеличением уровня повышают количество здоровья.
Но вот враг ополчился на вас всеми силами! Причём это «ополчение» может пойти по двум сценариям: Сорокопуд и маги встанут во главе войска, либо останутся в городе. (Конечно, второй вариант предпочтительнее для нас.) Немедленно загоняйте героев в замок, их время пока не пришло. Пусть своё дело делают башни и лучники, держащие позицию позади замка. Впрочем, лучников тоже полезно спрятать в замок, иначе их мгновенно перебьют маги.
Это интересно!
Лишившись цели, которую можно заморозить, маги Сорокопуда полезут вперёд, что очень выгодно для нас. Дело в том, что башни подчиняются вашим указаниям, и сосредоточивают весь огонь на магах. Едва те будут уничтожены, выводите из засады лучников и героев, теперь они справятся.
Если вам удастся отбить эту атаку, можно считать, что половина победы – в кармане. Сорокопуд или спрячется в свой замок, или останется стоять на месте, посреди города. В любом случае, с этого момента прекращаются атаки магов и големов (ура!), и начинается война за ресурсы. Мы не можем – во всяком случае, это крайне сложно сделать – отнять у врага золото, но можем лишить его леса. Летучие рыцарские отряды с лихорадочной поспешностью рыскают по окрестным лесам, истребляя дровосеков Сорокопуда и разрушая его лесопилки. Пара-другая рыцарей не даёт врагу накапливать силы, обижая отряды и заманивая их к замку. Крестьяне начинают строить дома – с запасом в пару десятков жителей - и увеличивают свою численность. Словом, забот всё ещё полно!
Среди атакующих врагов исчезли лучники? Ещё раз «ура!», у врага больше нет дерева, он не сможет строить ни катапульты, ни корабли. Жиров отправляется очищать окрестности пристани. Именно Жиров – катапульты крайне трудно контролировать, к тому же они очень уязвимы. Продолжаем добывать доступные ресурсы и ждём, пока у Сорокопуда закончится золото – перестанут появляться копейщики и рыцари.
Вот теперь наступило время катапульт! Начинаем уничтожать оставшиеся башни и казармы. Разумеется, катапульты охраняются рыцарями. Захватываем пристань и спускаем на воду пять фрегатов, артиллерия которых должна быть усилена до шестого уровня. Топим рыболовный флот врага, его шхуны, если такие остались, и уничтожаем последних вражеских магов.
Полезно заблокировать выходы из города так, чтобы атаки шли по единственному проходу, где уже стоит на страже Жиров. Крестьяне не умеют строить стены? Зато они могут строить башни, легко перекрывающие бреши. Остаются ворота. Подводим к воротам героя, те тотчас закрываются – выход перекрыт. Пока герой держит позицию, ворота не откроются, а лучников у противника больше нет.
У врага осталась единственная опасная единица – сам генерал, имеющий высокие уровни атаки и защиты в придачу к 2500 жизни. (Если, конечно, он уже не сидит в замке.) Отряд рыцарей появляется в его поле зрения и заманивает под огонь перекрывающих брешь башен.
Сорокопуд прячется в замок, а мы начинаем зачищать всё, что движется и ведёт огонь. Но аккуратно: нам понадобится храм, торговая гильдия и башня магов.
Крестьяне идут на захват, и возникает ожесточённый кулачный поединок с рабочими врага, сопротивляющимися захвату. Не теряйте из поля зрения главных героев - они просто обожают ввязываться в авантюры.
В храме получаем крестовый поход, в торговой гильдии – возможность строить галеоны, маги тем временем вызывают големов.
(Впрочем, вполне можно обойтись имеющимися силами.)
Как только Замок Зла будет разрушен, Сорокопуд попытается сбежать на мощнейшем галеоне.
Но его поджидает наш линейный флот! Морской бой закончится быстро, а вы получите победу. На сей раз – без сюрпризов.
Вот тебе раз! Не зря у Сорокопуда был такой большой галеон – в его трюме скрывалась подводная лодка! К тому же остатки вражеской армии бродят по лесам, атакуя и без того разрушенный Большой Пер. Делать нечего, придётся сражаться. Впрочем, по сравнению с предыдущей миссией эта похожа на курорт, закончить её можно очень быстро.
Первый способ: сразу после завершения диалога отправляем Горацио и Жирова к указанному на карте месту, а Спартака на шхуне – к острову с бесхозными кораблями.
Немедленно уводим крестьян от хранилища рядом с месторождением камня и с ферм, иначе они погибнут. Нанимаем два рыболовных кораблика. Лесорубы пока что могут валить лес. Начинаем добывать золото и рядом строим вторую лесопилку – хоть мало деревьев, зато в недосягаемости для врага.
Заказываем в каждой казарме по два десятка мечников, а имеющиеся войска отбивают атаки врага. Свободные рабочие торопливо заделывают бреши в стене, стараясь, чтобы башни оказались внутри. Увы – у противника много тяжёлых лучников, бьющих дальше башен, нужна поддержка пехоты или кавалерии.
Горацио и Жиров добираются до места встречи, сражаются, разговаривают, и отправляются назад.
Спартак переводит корабли под вашу команду и вместе с ними отправляется к пристани Пера. Собираем всех крестьян, сажаем на корабли, туда же – мечников и героев. (До места доплывут совсем не те войска, которые вы погрузили. Не иначе, герои от скуки в пути занимались их тренировкой!)
Враг атакует стены – ну и пусть себе; как только в корабли погрузится 64 десантника, включая крестьян и трёх героев, вы выиграете миссию (бросив с таким трудом завоёванный Большой Пер на произвол судьбы).
Это важно!
Ни для кого не секрет, что – как правило - самое сложное в любой миссии: её начало. Но герой приступит к выполнению задания в том состоянии, в котором покинул предыдущую миссию. Следите, чтобы герои погрузились в корабли не ранеными, а полностью здоровыми.
Второй способ: после завершения диалога сажаем мага, крестоносца с парой крестьян в шхуну и плывём в тыл к вражеской базе. (Если немного промедлить, враг успеет развиться, и победить его будет очень тяжело – казармы покроют всю карту, лишив вас возможности добывать ресурсы.) Оставшиеся воины приступают к обороне. Первый приступ отбит? Отправляем 5-6 крестьян и одного бойца в юго-западный угол карты: там находится бесхозное хранилище. Есть надежда, что какое-то время враги не обратят внимания на удалённую добычу, а направят все атаки на город.
Пока идёт добыча ресурсов и закрытие брешей в стенах Пера, диверсанты уничтожают вражескую базу, захватывают замок, и восстанавливают ворота, строя позади них башни. Жиров становится в оборону новой территории, Горацио возвращается назад – помогать с обороной Большого Пера. Как только ворота и стены будут надёжно защищены, крестоносец и маг отправляются к месту встречи. Далее – как обычно.
Третий способ: сначала действуем по предыдущему сценарию. Закупаем в гильдии воинов возможность нанимать в тавернах войска и героев. База врага уничтожена, осталось только разобраться с бесконечными отрядами, появляющимися из ниоткуда. Добываем побольше леса, определяем место появления первого, западного отряда и обносим его глухой стеной. Вокруг стены расставляем башни и лучников, нанятых в таверне – лучше всего – конных.
Так же поступаем с остальными двумя точками появления. При нехватке камня производим обмен на него – в таверне. Вот и всё, враг полностью парализован, завершаем миссию.
Высадившись, отдаём приказ войскам - стоять на месте! Маг сам разберётся с орками, затем кавалерия захватит замок и дома. Помещаем Жирова в середину отряда мечников и двигаемся вперёд. Горацио разбивает катапульты и уничтожает живую силу: враги, как обычно, одержимы желанием добраться до мага, находящегося в кольце мечников, и почти не обращают внимания на крестоносца.
Нанимаем крестьян, тотчас же начинающих валить лес вокруг замка, и всеми силами движемся вперёд, снося почти всё на своём пути: необходимо захватить порт и заставу.
Жиров и Горацио поочерёдно атакуют строения врага, будучи ранеными, поправляют здоровье в заставе. Спартак остаётся в замке – на всякий случай.
Это важно!
Почаще сохраняйте игру! В определённый момент сработает скрипт, и вы потеряете управление войсками, но бой будет продолжаться! Пока неторопливый корабль доплывёт до побережья, героя могут убить, и миссия завершится проигрышем.
С момента прибытия посла есть два пути продолжения миссии: спешим к нему на переговоры и… получаем нешуточную головную боль в виде атаки врага на соседний остров; которому требуется немедленная помощь. Уж лучше подождать!
Это интересно!
Чем дольше вы тянете время, не общаясь с послом, тем сильнее развивается экономика на соседнем острове: возводятся защитные сооружения, нанимаются воины, создаются запасы пищи. Стоит ли торопиться?
Движемся вперёд, по направлению к замку. Жиров атакует его, и… победа?! Да, победа… (Несмотря на то, что Горацио не говорил с послом, и дополнительное задание осталось невыполненным, в следующей миссии вы всё равно получите четвёртого героя.)
Ну уж нет! Разрушаем охранные башни и ворота – их можно заблокировать воинами, если таковые ещё остались у вас – и заполняем разрывы во вражеских укреплениях своими стенами. Всё, замок на время нейтрализован. Уничтожаем или захватываем оставшиеся вражеские постройки и начинаем расширенную добычу ресурсов; посол терпеливо ждёт встречи с Горацио.
Возводим воинскую и торговую гильдии, закупаем все усиления. Спускаем на воду несколько галеонов – если захватили порт – и отправляем их к точке высадки посла. Впрочем, зачем нам медлительные и неповоротливые галеоны? Пока крестоносец доплывёт на них до Вандала (он же обещал, что «Ещё встретимся.»), от строений на соседнем острове ничего не останется. Кто сказал, что нельзя построить мост через море? Хоть два, хватило бы ресурсов. А их хватит в любом случае – благодаря тавернам.
Атака врага на соседей начнётся сразу после общения с послом? Очень хорошо, мы к ней подготовимся. Вариантов масса: нанимаем в тавернах героев и войск, переправляем по мосту на соседний остров и усиливаем его оборону башнями.
Или посылаем туда Жирова и Спартака. Можно поступить ещё коварнее: разослать по всему острову крестьян, умеющих подкупать врагов (можно подкупить даже вражеские катапульты!); но для этого нужен большой запас золота. Кстати, работник, натренированный до восьмого уровня, по всем параметрам превышает не только обычного лучника, но и мечника. Бойся, враг, войны народной!
На худой конец, подойдёт и собственная армия Вандала: Горацио очень быстро прискачет к нему по мосту, и противник не успеет причинить больших разрушений. Вот теперь подошла очередь замка Сорокопуда – разрушаем его, и миссия пройдена.
Нет, нет, подождите, не спешите разрушать замок! У нас же появился ещё один, четвёртый герой. Нулевого уровня. Отправьте Вандала к чучелу, а затем – к ферме, тренироваться на коровах. В следующей миссии очень пригодится рыцарь двадцатого уровня, снисходительно поглядывающий на вражеских копейщиков.
Ого! Вот это карта! На такой очень трудно контролировать свои войска, их почти не видно. Кстати, и войск – всего ничего, бережём бойцов – базы нет, восполнить потери невозможно.
Это важно!
Обратите внимание на крохотные зелёные точки, разбросанные по карте – это полезные предметы. Бросайте все дела и постарайтесь составить маршрут таким образом, чтобы успеть собрать максимальное количество предметов. Противник тоже откроет охоту за ними, и немедленно выпьет найденные эликсиры, поспешите!
Если нет особого желания, можете не гоняться за предметами и эликсирами. Но Вандал, оснащённый восемью щитами и мечами, побеждает врагов без особого ущерба для здоровья и растёт в уровнях. Кроме того, одна из найденных книг позволит призвать в нашу маленькую армию четырёх джиннов, а остальные – применить против врага заклинания. Вам решать.
Разговариваем с гидом, плывём к первому работодателю; получаем задание на борьбу с пиратами и освобождение доктора (разговаривать со старостой должны оба ваших героя). При аккуратном использовании корабельной артиллерии вражеские башни и бриги уничтожаются без особого вреда. Но не стоит стрелять из пушек по врагам, стоящим рядом с пленным доктором – вы убьёте его раньше, чем освободите. Возвращаем врача на родной остров и получаем в награду крестьянина, не умеющего ничего кроме починки корабля; да немного древесины. Впрочем, её как раз хватит, чтобы улучшить артиллерию галеона до шестого уровня.
Восемь мечей и щитов в рюкзаке - и в одиночку на войско. Ай да молодцы! Доктора спасли!
Плывём к острову с двумя медведями и кучкой золота, похищаем сокровище, направляемся ко второму квестодателю. Он просит принести книгу, которая, возможно уже есть в рюкзаках ваших героев. Затем следует просьба о доставке золота: кладём похищенное золото на землю рядом с рыбаком, он забирает его и относит в хранилище.
Теперь кроме мастера по починке корабля в вашем отряде есть и медик.
Возвращаемся к острову, на котором был обнаружен клад, высаживаем священника; он уничтожает нежить и повышает свои уровни. Полезно отдать ему зелье маны и эликсир здоровья.
С этого момента есть два пути продолжения миссии, с одинаковым её завершением. Если хотите, попытайтесь уничтожить всех врагов на карте. Путь весьма долог и тернист, враг – многочислен, но справиться с ним можно. (Берегитесь корабельных десантов в тыл вашему отряду и атак вражеских священников, могущих уничтожить джиннов. Не «перекачайте» Спартака, пусть воюет Вандал!)
После чего возвращаемся к Максимычу, разговариваем, смотрим ролик (галеон тем временем отбивает атаку врага, но вы же усилили его артиллерию, верно?) и отплываем на восток.
Не хотите возиться с многочисленным врагом? Просто отправляйтесь на встречу с гидом.
Из личного опыта:
Во время одного из предыдущих прохождений я сделал ставку на Спартака, используя его в качестве основного Героя. Всё шло хорошо до финального квеста данной миссии: вражеская кавалерия умерла при одном виде копейщика, а окружившие его пехотинцы погибли все сразу, получив мощнейшие удары щита и копья. Спартак остался посреди пустыни в гордом одиночестве, ролик длился, длился, и длился… Вот тебе и супергерой! Как завершить сюжетный квест? Подумав, я приказал своим воинам атаковать Спартака до начала его встречи с предателем. Так что на свидание с Джафаром явился израненный копейщик. Трюк сработал, а я избавился от необходимости использовать код или начинать игру заново(!).
В принципе, эту миссию можно завершить и без участия супервоинов, но разговора с их предводителем всё равно не избежать. Ваш отряд появился на карте? Немедленно отправляем рыцарей на юг, через мосты, причём Горацио не двигается с места! Дело в том, что через несколько секунд после начала миссии в путь через мосты отправится длиннейшая вереница крестьян, которая невероятно замедлит продвижение ваших воинов, а значит – отодвинет время нанесения первого удара по врагу.
Как обычно, изначально существует несколько вариантов сюжета. Беседуем с предводителем То и Сё, грубим: и вот уже на карте нет друзей, только враги. Ну и что? Наши рыцари далеко на юге, вне досягаемости противника, мосты свободны, и Горацио бросается наутёк. Добравшись до старосты деревни, разговаривает с ним – на юго-западе появляется караван. Задача рыцарей – отвлечь врагов и дать возможность каравану подъехать к старосте. Тем временем Горацио водит за собой преследователей из Китай-Ка таким образом, чтобы его путь пересёкся с группой воинов из Аку Джава. Старые друзья немедленно начнут разборки друг с другом, а Горацио ускользнёт.
Крестоносец переправляется на остров, оставляет рядом с собой одного ниндзя, а остальные уходят в невидимость и выполняют задание по уничтожению магов.
Второй вариант: а зачем вообще разговаривать с То и Сё? Горацио тихонько объезжает его и спешит к старосте деревни. Остальное – как и прежде.
Третий вариант: соглашаемся принять помощь и получаем в награду маленькую крепость, оснащённую ракетными башнями, пристань, все ресурсы Китай-Ка – здорово! Зато теперь предстоит заниматься защитой союзников…
Это важно!
Если враги всё же нападут на союзников и убьют нескольких крестьян, у вас отберут крепость, а союзники станут врагами. Не мешкайте с обороной! Кроме того, Китай-Ка ведут себя некорректно: иногда непрерывно атакуют врага, а иногда их воины просто стоят на месте. В последнем случае лучше загрузить сохранённую игру.
Опять развилка – либо в быстром порядке выполняем задание с ниндзя и завершаем миссию, либо выбираем сложный путь: уничтожение всех врагов. Во втором случае полезнее начать миссию сначала. Кавалерия проскочила мосты? Трое остаются на месте, остальные продвигаются вдоль берега на северо-восток, по направлению к двум ракетным башням, охраняющим вход на базу Синай.
Это интересно!
Рыцарей нулевого уровня можно немного потренировать на… огородах союзника! Дождитесь, пока фермер понесёт корзину овощей к дому, и атакуйте - после нескольких ударов мечом огород разрушится, а рыцарь получит первый уровень. Повторять, пока не надоест, или у союзника не закончится древесина. Вы когда-нибудь раньше встречали игру, в которой воин получает опыт, шинкуя мечом капусту?
Горацио беседует с предводителем и догоняет своих, пока тройка рыцарей очищает крепость от нежити. Задача ударного отряда – не считаясь с потерями уничтожить замок врага, тем самым лишив его работников. Но перед этим придётся разрушить обе ракетные башни и пару обычных. Дело сделано, остатки войска возвращаются в заставу для восстановления здоровья, а на пристани идёт строительство двух фрегатов. Их артиллерию необходимо улучшить хотя бы до третьего уровня, после чего кружным путём аккуратно подвести оба корабля к берегу, по которому враги наступают на Китай-Ка.
Выставив корабельный заслон, начинаем производство ронинов и самураев, задача которых: отбивать атаки врага. Горацио с рыцарями истребляет оставшихся на северо-востоке крестьян – один враг нейтрализован. Начинаем охоту на лесорубов Аку Джавы, попутно уничтожая все строения. Накопив достаточно сил для атаки, отправляем отряд к северным воротам крепости: разрушить казармы, мастерские, и при удаче – выбить ворота. Или сделать брешь в стене.
Следующий этап – Горацио уничтожает обе ракетные башни, казармы, и при помощи самураев разрушает замок. Остаётся уничтожить всё, что стреляет и выпускает солдат.
До магов способны добраться лучники, но врага, обладающего заклинанием массового уничтожения, лучше поручить заботам ниндзя. Читаем письмо и завершаем миссию.
Как сказал Спартак: «Действительно, подлиты какие-то…» Войск мало, крестьяне – нейтральны, и перейдут под начало того, кто к ним первым подберётся. На соседнем острове есть башни и строения, но нет войск. Между тем враг высаживается на оба острова и устремляется вперёд. Нанимаем в таверне немного войск (лучше – кавалерии) и оправляемся навстречу.
Это важно!
Крестьянин перейдёт под ваш контроль, только если к нему вплотную подойдёт воин (Жиров не в счёт!). Причём подходить нужно к каждому крестьянину и к каждой корове. И тотчас уводить их в сторону – враг близко. Отправьте одного воина к западной пристани, иначе враг захватит её. Не пропустите высадку нескольких восточных крестьян на ваш остров. Идеальный вариант: до их визита построить торговую гильдию и подкупить врага; это позволить возводить восточные строения.
Из личного опыта:
Я не успел подойти своими бойцами к единственному батраку: все бойцы погибли, а Жиров переправился на соседний остров. Враг использовал мой промах, и перешедший на другую сторону рабочий покрыл пол-острова башнями и казармами. Причём не европейскими, а восточными. Пришлось начинать миссию заново.
Тем временем на западном острове вражеский десант сокрушает башни… В самом начале миссии необходимо было бросить всех рабочих на добычу камня и леса, чтобы усилить башни, прикрывающие южную сторону замка. Полезно, если хватит средств, нанять в таверне хотя бы ронинов – для уничтожения катапульт. Однако делать это можно лишь после высадки врага, иначе ронины погибнут от огня корабельной артиллерии.
Жиров с оставшимися рабочими спешит к пристани, садится в шхуну и отплывает на западный остров: удержать оба острова вряд ли удастся. Мало того, что неподалёку от острова с вражеским замком стоит вражеский флот фрегатов; посреди моря из ниоткуда постоянно появляются шхуны, а рядом с небольшим южным островком – галеоны. Которые забирают бесконечные вражеские войска и высаживают их на западный остров Подлиты. Учитывая вместимость галеона, эти десанты становятся серьёзной проблемой.
Думаете, всё? А драконы вам не нужны? Стая из десятка этих «птичек» время от времени прилетает с севера и начинает крушить всё, что попадает в их поле зрения. И тут, словно в насмешку, прибывает подкрепление: явился Вандал с десятком солдат. Прячьте его в замок, а то драконы сожгут мгновенно, и миссия будет проиграна.
С переправой Жирова дело пойдёт немного веселее, хотя маг едва будет успевать отбивать атаки.
Это интересно!
Драконы всегда летят по одному маршруту, постройте на их пути хотя бы четыре башни, а позади них – заставу. Как только огнедышащие рептилии нападут на башни, из заставы выйдет маг и перебьёт птеродактилей: силы его атаки хватит, чтобы за пару выстрелов уничтожить любого врага. Разумеется, придётся беречь башни от нападений десантов.
Словом, у Вандала и Жирова не будет ни минуты отдыха: едва отбили драконов, высадился десант, за ним – другой, а там вновь прилетели драконы. Причём вражеские галеоны иногда не высаживают десант до последнего момента, ожидая прилёта ВВС для нанесения совместного удара. Такой кораблик необходимо вовремя обнаружить и послать Жирова потопить засаду. Но - вершина коварства! – имеющиеся на его борту маги прежде, чем исчезнуть в пучине, успевают телепортировать весь десант на берег, так что Жиров оказывается в гуще войска. Иногда – с печальными для себя последствиями. Чаще сохраняйте игру в разные слоты!
Но вот показывается вражеский флагман, в сопровождении громадного флота и драконов. Сумеете отбить и эту воздушную атаку – считайте, что вам повезло: флот врага превышает допустимую численность населения, и драконы больше не прилетят. Что, однако, не помешает появляться новым и новым единицам шхун, фрегатов и галеонов до тех пор, пока их количество не достигнет чудовищных величин. Зато десанты на время прекратятся.
Ура – прибыл Горацио. И даже флот привёл: первого уровня. Несколько кораблей врага этот флот утопит…
Это важно!
Постарайтесь сохранить галеон, на котором прибывает Горацио. Чуть позже, после его встречи с товарищами, появится новое задание: герои должны отплыть на запад. Первый раз у меня всё получилось, миссия завершилась нормально. Но при переигрывании – потребовалось уточнить некоторые моменты – я потерял галеон Горацио. Все попытки отплыть на других кораблях (просто подойти к западному краю карты) не засчитывались… Быть может, дело именно в галеоне?
Теперь можно ставить игру на максимальный уровень скорости, добывать золото и камень, менять еду на золото: в общем, развивать город, не тратя время на оборону. Возведение гильдии воинов позволит строить тяжёлые катапульты: вот и управа на вражеский флот. Нанятые маги вызывают големов и ставят их на охрану катапульт: вдруг враг высадит десант?
Это интересно!
Големы не могут тренироваться на чучелах или пить зелья повышения уровня. Зато они способны убивать коров и уничтожать кусочки мяса, повышая свои уровни атаки, защиты и здоровья. То же самое относится к драконам и джиннам.
Уничтожив флот, строим мост к соседнему острову и очищаем его от врага. Теперь герои могут отплывать на запад, и миссия завершится победой. Впрочем, можно и по-другому.
Альтернативный вариант прохождения: имеющегося в начале миссии сырья как раз достаточно для того, чтобы построить торговую гильдию. Кавалерист на восточном острове Подлиты мчится к ближайшему крестьянину, и то немедленно приступает к строительству. Второй рыцарь скачет к пристани, захватывает её, и отправляется вдоль берега для истребления «перекрашенных» врагом крестьян. Жиров и воины разбираются с врагом, наступающим на дома и ферму, на пристани строится шхуна. «Покрашенные» первым рыцарем коровы забиваются на мясо, в торговой гильдии приобретается умение «подкуп», крестьяне строят лесопилку и добывают лес.
Тем временем все батраки западного острова добывают золото – сколько успеют.
Это важно!
При этом варианте развития в начале миссии нельзя делать никаких улучшений: золота едва хватит на подкуп врагов.
Важнейшая задача – не пропустить момент высадки на восточный остров Подлиты дальневосточных батраков. Ваши крестьяне немедленно бросаются к ним и подкупают хотя бы одного. Переправляем его и Жирова на западный остров – главное сделано. Сажаем китайца в замок - чтобы не убили – и занимаемся обороной.
Полезно построить рядом с замком таверну и менять пищу на золото и камень. Сумеете накопить достаточно материалов для возведения китайской торговой гильдии – хорошо (обычно это удаётся сделать лишь после прибытия флагмана и временного прекращения атак). Теперь у нас появилась возможность отстраивать ракетные башни и рынок.
Ракеты бьют по любым целям и на большую дальность, так что можно с их помощью уничтожать вражеский флот. Но главная ценность – рынок, позволяющий покупать и продавать предметы.
Конечно же, нас больше всего интересуют зелья повышения уровня. По очень простой причине: только их эффект переносится с героем в следующую миссию. Зелья повышения здоровья, атаки, защиты и прочие «работают» только во время данной миссии. До момента покупки невозможно определить, какой именно эликсир предлагается. Ничего страшного: если это не зелёная бутылочка, тут же продаём её назад, за те же деньги. Возводим три рынка и начинаем «прокачку» нужного героя, хватило бы золота. Неплохой бонус, верно?
Это интересно!
Кого именно стоит «прокачивать»? Жиров медленно передвигается, но враг обычно не успевает к нему приблизиться, если только это не целое войско. Кроме того, Жиров уязвим для вражеских магов, если те успеют подобраться ближе и заморозить или ударить молнией. И абсолютно беззащитен перед арабскими и европейскими священниками – они убьют его раньше, чем маг почувствует неладное.
Спартак тоже медленно перемещается, но зато представляет абсолютную угрозу для кавалерии и «рукопашных» врагов. С башнями, лучниками и катапультами ему сложнее: к ним ещё надо подойти. И успеть отойти на безопасное расстояние. Вражеские маги менее опасны для копейщика, чем для Жирова – благодаря высокому уровню защиты и жизни.
Лучшие, на мой взгляд, кандидаты для «прокачки» - Вандал и Горацио. Быстро перемещаются, часто наносят удары. Главное – не дать их окружить. Впрочем, решать вам.
Но это ещё не всё: восточные маги умеют вызывать драконов! А тяжёлый вражеский флот не способен вести огонь по воздушным целям. Так что даже единственный дракон вполне может уничтожить флоты галеонов и фрегатов. Если только не подойдут шхуны.
Которые можно заманить под огонь ракетных батарей.
Правда, война драконов не имеет особого смысла: как только уменьшится численность вражеского флота, вновь начнутся высадки десантов.
Из личного опыта:
На нормальном уровне сложности я сжёг тяжёлые флоты драконами, а со шхунами разобрались галеоны. После чего в месте появления шхун поставил пост из галеонов и драконов, а на островах выстроил множество башен, также под прикрытием драконов: десанты были нейтрализованы. Возможно, вам удастся повторить то же самое на тяжёлом уровне.
Когда вам надоест выкупать зелья и накачивать ими героя – завершайте миссию.
Наконец-то герои не разбросаны по разным странам и островам, а собраны вместе. Правда, Спартак в плену, но это дело поправимое. Отправляем Жирова, Вандала, группу поддержки и одного крестьянина к месту его пленения, а Горацио, как самый сильный Герой, следует в северо-западный угол карты, разбираться со второй базой.
У Жирова появилось новое магическое умение – вызов летучих мышей. Отлично! Перед отправкой в рейд он вызывает пять мышек, пока идёт – восстанавливает ману и вызывает ещё. Так что к вражескому городу подойдёт маг в сопровождении двух десятков мышей.
Это интересно!
Летучие мыши – настолько злобные создания, что готовы нападать даже сами на себя! Стоит отдать единственной мышке приказ атаковать её же портрет, и она без раздумий ринется в бой – с фатальными последствиями. Этакое воздушное харакири… Будьте осторожны, отдавая приказы спутницам Жирова!
Маг разрушает башни, Вандал и другие бойцы занимаются вражескими воинами, а мыши – уничтожают крестьян. Ваш работник строит заставу: для отдыха раненых воинов; не гонять же их через всю карту? Очень скоро Спартак соединится с друзьями.
Тем временем Горацио сделал главное – уничтожил вражеский замок, оставив врага без работников. Возможно, придётся разок вернуть его в свой замок – для лечения. Осталось лишь уничтожить магов, стоящих вокруг башни.
Это важно!
Прежде, чем браться за магов, уничтожьте все охранные башни, окружающие обиталище волшебников. Едва последний маг падёт мёртвым, магическое сооружение перейдёт под ваш контроль, и все башни откроют по нему шквальный огонь.
Нетерпеливые могут послать ниндзя за картой, отнести её Жирову и закончить миссию. Для терпеливых открываются неплохие перспективы…
Вся карта покрыта лесом, среди которого разбросано множество месторождений золота и камня. В море полно рыбы, вокруг фермы – множество коров. А башня арабских магов даёт возможность отстроить магическую лабораторию. Производящую вооружение, магические книги и – фанфары! – эликсиры.
Нанимаем сотню крестьян, добываем все полезные ископаемые и вырубаем весь лес. Всё добытое меняем в таверне на золото, а его жертвуем магической лаборатории: за 30.000 монет вам предложат неплохой эликсир.
Это важно!
Увы, невозможно предсказать, какой именно эликсир изготовит лаборатория. Так как нас интересуют лишь зелья, повышающие уровень героя – сохраняем игру перед каждой покупкой. Другой существенный недостаток этого способа: стоимость зелья повышается только на 100 монет за каждый «клик» мышки. (Я пытался найти другой способ повышение – не сумел.) Если уверены в надёжности своего координатного устройства ввода – «закликивайте» лабораторию до тех пор, пока не выдаст зелье повышения уровня. Но лучше иметь в запасе ещё одну мышь!
Если вы пойдёте путем закупки эликсиров, то начнёте следующую миссию с героями, для победы над которыми врагу нужна небольшая армия. Вам решать!
Неприятное открытие – Жирова лишили магических умений. За вызовом мышей должна была открыться способность «Призыв голема» - так нет же! Теперь наш маг только и умеет, что бросаться огнешарами. Убивающими наповал любого вражеского воина, кстати.
Ничего, справимся и без големов! Горацио направляется к защитникам леса, по следам его коня движется несколько крестьян. К тому моменту, как они подойдут к плато, лесники прекратят своё существование. Лесорубы поднимаются на плато, запирают его подъёмной решёткой и парой башен – с этим всё.
Спартак разрушает отдельные укрепления, защищающие месторождения камня и золота; Жиров и Вандал – охраняют замок.
Это интересно!
В игре «Эпоха Империй» существовал трюк, позволяющий сделать подступы к базе непреодолимыми для врага; лишь бы на его пути оказалась лужица, способная поместить пристань. После возможных улучшений на пристани строилось единственное судно – размеры водоёма не позволяли поместить больше – джаггернаут с мощнейшей катапультой (зачастую пристань и озерцо скрывались под ним, и в чистом поле стоял здоровенный корабль, наводящий ужас на врагов).
То же самое можно применить и в этой миссии – неподалёку от замка есть маленькое озеро. Строим пристань, спускаем на воду пяток бригов, усиливаем их артиллерию – непреодолимый заслон готов. Тем более, что в «Огнём и Мечом» пехотинцы не могут нападать на корабли, как это было в «Эпохе Империй».
Врата небытия считаются вражеским строением. Выходящих призраков отстреливают башни, ваши крестьяне заняты сбором ресурсов - миссия продолжается.
Миссию можно закончить очень быстро – Герой разрушает вражеский замок и приносит карту Жирову. (Это легко сделать почти сразу, выполнив главное задание через несколько минут после начала этапа.) Вот только стоит ли?
На карте полно золота, леса, камня; арабы могут построить магическую лабораторию; а следующий бой – финальный. Вам решать!
Это важно!
Миссия закончится, даже если Жиров не получит карту: стоит уничтожить всех врагов и все вражеские строения, как вам объявят победу. Сохраните любое мирное строение противника, и спокойно занимайтесь сбором ресурсов.
Пожалуй, самая большая карта. И пять вражеских замков. Точнее – шесть, но из последнего не появляются рабочие, он менее опасен, чем остальные.
Что делать? Атаковать, только атаковать! Нечего и думать ослабить врага своей обороной: у каждого враждебного замка бесконечные запасы золота и камня. Плюс – множественные врата небытия. Стоит немного ослабить натиск, как противник покроет всю карту казармами и просто задавит вас количеством. Достаточно будет и обычных воинов, но кроме них пойдут големы, полетят драконы, джинны, оправятся в поход – на вас! – крестоносцы, монахи, священники, маги… Словом, Горацио ожидает очередное перерождение, а вас – проигрыш.
Но это в случае, если ваши войска возглавляют обычные герои… Да только у нас – Герои!
Или даже один Герой – тот самый, о котором я говорил в начале повествования, и для победы над которым врагу нужна целая армия.
Выслушав монолог Жирова о непобедимости Мессии Зла, Горацио недобро ухмыляется, даёт шпоры коню и устремляется вперёд; к вражеской линии укреплений. По пятам за ним спешат несколько крестьян и проклинающий всё на свете Жиров.
Тем временем бестолковые союзники занимают всё свободное место вокруг вашего замка своими постройками, мешая добывать ресурсы. Впрочем, жилые дома легко строятся на ближайшей свободной полянке; вряд ли враг успеет туда добраться. Спартак с Вандалом отлавливают по паре союзных рабочих и отправляют их вслед за ушедшей в рейд группой.
Крестоносец уже успел разрушить три ряда башен на ближайшем перешейке между озёрами и напал на первый вражеский замок. Противник ещё не успел отстроиться, солдат вокруг замка – мало, и Горацио с ходу выносит первую вражескую базу. Начало положено. Добравшиеся до перешейка крестьяне строят заставу и начинают рубить лес, расчищая место, а Жиров становится на их охрану.
С этого момента есть два пути ведения боевых действий. Первый – стремительный.
Горацио поправляет здоровье в заставе и, не обращая внимания на башни, направляется по правому берегу центрального озера к следующему вражескому замку. Разрушив замок и максимальное число строений вокруг него, возвращается. Идеальный вариант, если к этому времени его будут поджидать священники – процесс восстановления здоровья резко ускорится.
Затем наступает очередь второго враждебного восточного замка и центральной, европейской крепости. В первую очередь европейцев необходимо лишить башни магов: пара их молний убьёт даже Героя. Если всё пойдёт как нужно, враг даже не успеет начать производство кавалерии и копейщиков, не говоря уже о магах. Разрушив европейский замок, крестоносец может заняться башнями, прикрывающими проход на вражескую территорию: надо же занять делом и союзников. Остался единственный враждебный замок – арабский; с левой стороны озера. Даже если арабы успеют отстроиться и начать производство всех видов войск, всё равно не смогут устоять перед соёдинённой атакой трёх армий. Вернее, двух армий и Героя.
Ах да, Мессия Зла… Обычно он выходит с острова, чтобы принять участие в бою. Сила атаки крестоносца – 1400, уровень жизни у Мессии – 1000. Без комментариев. (При повторном прохождении финальной миссии я вообще не заметил, куда и когда пропал главный враг – союзники постарались.)
Главный злодей. Который из двух?
А разрушение Замка Зла на центральном острове – совсем простое дело, особенно – для Героев.
Второй путь ведения войны – неторопливый.
Если накоплено достаточно ресурсов, то подошедшие арабские и дальневосточные работники возводят свои замки, после чего их можно отпускать.
Пока крестоносец восстанавливает здоровье, у главного замка возводится храм, а рядом с заставой – церковь. Вышедший из вашего китайского замка работник строит торговую гильдию, в ней поочерёдно закупаются: «Увеличение силы атаки лучников», «Химия», «Ракетные башни». Окружаем базу цепочкой башен, обезопасив её от случайных атак.
Возводим вокруг бесконечного золота (все месторождения врага имеют бесконечный запас золота и камня) несколько хранилищ и начинаем усиленную добычу золота.
Выстраиваем европейскую магическую башню, и Жиров получает возможность призывать големов и летучих мышей. Возводим арабскую магическую башню, лабораторию – и вот уже наш маг получает 500 маны, вызывая сразу три десятка злобных мышек, а крестоносец – 600 единиц жизни. Остальное – по тому же сценарию. Правда, воевать будет сложнее: скорее всего, враг успеет развиться и начнёт атаковать тяжёлыми войсками. Вам решать, какой способ лучше.
Кошмар врага - героическая летучая мышь.
А как быть тем, кто не хочет воевать Героями? Что делать им? Да что угодно! Самое сложное – пробить брешь в башнях на центральном направлении и уничтожить центральный вражеский замок, чтобы получить доступ к бесконечным ресурсам.
Катапульты не годятся – слишком медленно передвигаются, вражеская пехота разрушит их раньше. Вызываем крестовый поход, тренируем крестоносцев и делаем брешь в башнях. Параллельно маги вызывают големов. Зацепились за золото? Отлично, расчищаем площадь от леса, союзники немедленно начнут возводить свои строения на освобожденном плацдарме.
Это интересно!
В этой миссии вы можете отдавать приказы союзным войскам. Обычно они предпочитают атаковать непрерывно, малыми группами. Концентрируйте несколько отрядов в одном месте, отдав приказ – держать позицию, чтобы не разбежались или не отправились по своим делам. А затем двигайте всю армию в нужном направлении. Кроме того, союзники обожают в одиночку нападать на башни или долгое время крушить не представляющие опасности стены: этому вы также можете препятствовать.
Если хотите, направьте на их территорию своих рабочих с приказанием строить чучела, а союзникам отдайте приказ на них тренироваться: эффективность армии возрастёт.
Есть возможность заказывать некоторые виды войск в союзных казармах. Полезнее всего обучат монахов в восточных монастырях: получив несколько уровней, монах по вашему приказу трансформируется в священника, усиливая атаку и защиту, приобретая способность лечить. Прикажите арабским крестьянам превратиться в воинов джихада и также отправляйте в бой. В общем, вариантов масса.
Отстройте восточную торговую гильдию, приобретите все усиления и возводите несколько рынков. Закупайте все предметы, которые окажутся в продаже – союзники не дадут им пропасть. Монахи и воины моментально используют книгу вызова по назначению, покрыв участок карты множеством големов, джиннов и драконов. Не преминут метнуть во врага молнию, если таковая окажется в книге, оружие и щиты тоже экипируют.
При помощи ковров-самолётов отправьте магический десант в тыл противника, где нет охранных башен. Маги навызывают три десятка големов, и вряд ли что-то устоит перед их атакой. Правда, вместо големов лучше призвать джиннов или драконов – приданные священник смогут их лечить.
Разумеется, битва продлится гораздо дольше – скажется недостаток Героев, могущих разрушать любые строения парой ударов. Но выиграть битву можно и без их помощи.
Вот и всё… Великолепная игра пройдена... Вновь найдены интересные моменты, тактики и решения. И вновь остаётся ощущение ностальгии… Вряд ли мы дождёмся обещанного продолжения, но ничто не помешает немного позже – в который раз! - встретиться с Жировым, Горацио и Спартаком. А кому-то повезло больше: он ещё только готовится к первой встрече с Героями. Удачи всем вам!